Оглавление
I. Введение
II. Цели и задачи Проекта «Дорога
к дому»
III. Предлагаемые подходы и
решения.
III.1. Методологические
предпосылки
III.2. Избранная методология
IV. Участники Проекта «Дорога к
дому»
IV.1. Участники Проекта –
физические лица.
IV.2. Участники Проекта –
организации и юридические лица.
IV.3. Участники Проекта –
государственные структуры.
V. Этапы реализации Проекта
«Дорога к дому»
V.1 Подготовительный этап.
V.2. Этап создания
производственного сельскохозяйственного кооператива.
V.3. Этап развития
производственного сельскохозяйственного кооператива.
VI. Перспективы развития Проекта
«Дорога к дому»
1.
Развитие отдельного хозяйства
VI.2. Проектируемая социальная
политика
VI.3. Развитие Проекта «Дорога к
дому» в целом.
Контакты участников проекта
I.
Введение
В
настоящее время общепризнанным стал факт приближающегося
энерго-сырьевого кризиса. Мировое экспертное сообщество не пришло
пока к единому мнению о сроках и сценариях развития этого кризиса,
но его глобальный масштаб не вызывает сомнений.
Одним из первых проявлений этого процесса стало изменение ситуации
на рынке продовольствия (и международном, и российском). Ежегодное
уменьшение площади обрабатываемых сельхозугодий, изменения в
структуре посевов, растущие энергозатраты при производстве
сельскохозяйственной продукции, а также резкий рост потребления
продуктов питания вызвали значительное и закономерное удорожание
сельскохозяйственной продукции.
Учитывая масштабы этого явления, можно с полным основанием
предположить, что производство продовольствия и другой продукции
сельского хозяйства становится одной из приоритетных задач – как
для отдельных стран, так и для глобальной экономики в целом.
Состояние АПК Российской Федерации в настоящее время далеко от
идеального. На проблематику, оставшуюся от «доперестроечного»
времени наложилось отсутствие внятной концепции развития АПК в
90-е годы, структурные перекосы в экономики страны, возникшие при
переходе от «социализма» к
«либерализму», демографическая ситуация в РФ.
Результатом стало резкое снижение объёма сельскохозяйственного
производства, масштабное импортозамещение в продовольственном
секторе экономики, крайне негативные демографические процессы в
сельской местности в большинстве регионов Российской Федерации.
В
целом, это привело к значительному снижению продовольственной
безопасности страны в условиях ясно обозначившегося глобального
продовольственного кризиса.
Разработчики Проекта «Дорога к дому» исходят из того, что решение
продовольственной проблемы для Российской Федерации лежит на пути
создания крупных современных высокоэффективных предприятий,
ориентированных на создание стабильно развивающегося товарного
сельскохозяйственного производства.
При
всей важности инвестиционной составляющей в развитии АПК,
разработчики Проекта считают, что создание таких производств
сегодня невозможно без улучшения в количественном и качественном
отношении трудовых ресурсов в сельской местности. Это, в свою
очередь, требует от государства в целом и администраций
районов\регионов в частности, проведения осознанной миграционной
политики и определённых мероприятий по улучшению качества жизни
населения в этих районах.
Вместе с тем, разработчики Проекта считают, что у Российской
Федерации есть значительные ресурсы для успешного решения задач по
развитию АПК страны:
- По
различным оценкам площадь неиспользуемых (или используемых не по
назначению) сельхозугодий на территории Российской Федерации
достигает 40-60 % по сравнению с периодом до 1985 года.
- В
бывших республиках СССР проживает значительная диаспора
соотечественников, готовых при наличии определённых условий и
государственной поддержке принять гражданство Российской Федерации
и переехать в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.
-
Ряд вышедших в последние годы Постановлений Правительства и Указов
Президента РФ, а также принятие концепции приоритетного
национального проекта развития АПК и некоторых Законов РФ стали
хорошей законодательной базой для успешного решения
продовольственной проблемы для страны.
Проект «Дорога к дому», опираясь на наличие этих ресурсов,
предлагает комплексное стратегическое решение экономической
проблематики ныне депрессивных районов\регионов Российской
Федерации и, одновременно - путь для улучшения качества жизни в
этих районах\регионах – как для местного населения, так и для
людей, переезжающих в Российскую Федерацию на постоянное место
жительства.
В
рамках проекта «Дорога к дому» перед его участниками ставятся
следующие цели и задачи:
1.Создание крупных, технологичных, эффективных (с точки зрения
землепользования и производительности труда) и актуальных для
данного региона сельскохозяйственных производственных предприятий.
2.Создание новых рабочих мест в ныне депрессивных районах\регионах
Российской Федерации – как для переселенцев, так и для местного
населения.
3.
Создание условий для успешной реализации Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую
Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в дальнейшем
- Госпрограммы по переселению), понижение «организационного»
барьера, ускорение периода «адаптации» и повышения социальной
защищённости для участников Госпрограммы по переселению.
4.Восстановление и улучшение инфраструктуры
территорий с низкой плотностью населения, преодоление негативных
демографических тенденций, характерных для этих районов путём
повторного заселения ныне «заброшенных» или «вымирающих»
населённых пунктов.
5.Рекультивация земель сельскохозяйственного назначения
района\региона, повышение их продуктивности путем внедрения
почвосберегающих агротехнологий, проведения мелиоративных и
природоохранных мероприятий.
Разработчики Проекта «Дорога к дому» исходят из следующих
методологических предпосылок:
а)
Создание в короткие (2-3 года) сроки крупного и перспективного
производственного сельскохозяйственного предприятия возможно
только силами коллектива, объединённого общей целью и
ориентированного на постоянное проживание в данном регионе.
б)
Стабильность и эффективность такой коллективной хозяйственной
деятельности будет зависеть, прежде всего, от двух факторов:
-
наличия ясных, юридически оформленных гарантий для членов
коллектива на долгосрочное землепользование сельхозугодьями в
данном районе\регионе:
-
качественного подбора коллектива по определенным критериям
(уровень мотивации к коллективному ведению хозяйственной
деятельности, профессиональные навыки, предыдущий трудовой опыт и
др.)
в)
Одновременная смена большой группой людей гражданства, места
жительства и работы, налаживание собственными силами необходимых
для семейного проживания бытовых условий и работы по созданию
крупного коллективного сельскохозяйственного предприятия будут
успешно реализованы только при проектном подходе. Необходимыми
элементами такого подхода являются создание Проекта, точный учет
имеющихся в наличии ресурсов в каждый момент времени работы над
Проектом, жёсткое программирование этапов Проекта и основных задач
для каждого этапа, обязательная увязка этапов Проекта с
сезонностью некоторых работ и сроками, необходимыми для
прохождения по инстанциям документов переселенцев.
Разработчиками Проекта для комплексного решения задач и успешного
достижения целей Проекта предлагается следующая методология:
а)
Инициативной группой Проекта создаётся база данных по
соотечественникам, проживающих за рубежом, готовых вступить в
Госпрограмму по переселению и желающих участвовать в данном
Проекте.
Примечание: База данных
собирается путем регистрации в Рунете собственной информационной
площадки (сайта), размещения на этом сайте всей информации по
Проекту и ежедневной работы с посетителями сайта. Кроме того,
ведется работа с диаспорами соотечественников за рубежом (через
многочисленные некоммерческие организации этих диаспор, а также
через отдельных людей, желающих участвовать в Проекте).
б)
Информация о Проекте доводится до сведения административных
органов районов\регионов РФ. В случае заинтересованности
администрации районов\регионов в участии в Проекте и возможности
создания на территории этих районов\регионов предлагаемой Проектом
модели сельскохозяйственного предприятия определяются размеры и
месторасположение предоставляемых участникам Проекта
сельхозугодий, возможный срок аренды, размеры земельной ренты и
другие условия.
в)
Инициативная группа Проекта и привлеченные эксперты делают
предварительную оценку предоставляемых сельхозугодий и предлагают
участникам Проекта варианты оптимальных для этих земель способов
сельскохозяйственного производства (севооборот, агрокультуры,
перспективные направления для животноводства, необходимые
рекультивационные и мелиоративные мероприятия и т.д.). На
основании полученной информации инициативная группа Проекта
готовит Технико-Экономическое Обоснование создания
производственного сельскохозяйственного предприятия.
г)
Инициативная группа Проекта создаёт и регистрирует в
соответствующих государственных органах района\региона юридическое
лицо – Производственный Сельскохозяйственный Кооператив (в
дальнейшем тексте – Кооператив).
Примечание: Кооператив, в
соответствии с Федеральным Законом «О сельскохозяйственной
кооперации», создаётся гражданами РФ из состава инициативной
группы Проекта. В дальнейшем, по мере прохождения через
государственные инстанции документов и получения переселенцами
гражданства РФ, в Кооператив в качестве пайщиков вступают
переселенцы.
д)
Кооператив заключает с администрацией района\региона договор о
долгосрочной аренде выделяемых под Проект сельхозугодий.
е)
Участники Проекта-переселенцы приступают к работе по созданию
поселения и сельскохозяйственного производства на выделенных
землях.
Разработчики Проекта исходят из того, что Проект, помимо
экономической составляющей имеет не менее важную социальную
направленность.
Кроме того, цели и задачи Проекта, а также предлагаемая Проектом
методология их решения полностью созвучны государственной политике
настоящего времени – как в области укрепления суверенитета
Российской Федерации путем воссоздания продовольственной
безопасности страны, так и в области аграрной, миграционной и
демографической политики.
Поэтому разработчики Проекта предполагают, что участниками Проекта
на разных его этапах станет широкий круг лиц, организаций и
государственных структур Российской Федерации. Целесообразным
(исходя из специфики организационной работы) будет выделение
следующих групп участников Проекта:
-
бывшие граждане СССР, готовые принять гражданство Российской
Федерации, вступив в Госпрограмму по переселению, и желающие стать
членами создающегося в рамках Проекта Кооператива;
-
граждане Российской Федерации, желающие стать членами создающегося
в рамках Проекта Кооператива или готовые заключить трудовые или
иные договора с этим Кооперативом;
Примечание: Поскольку
реализация Проекта будет сопровождаться созданием новых рабочих
мест, разработчики Проекта предполагают, что эти рабочие места
будут заполняться не только переселенцами, но и местным
населением, а также необходимыми для работы Кооператива
специалистами.
-
другие физические лица;
Примечание: Федеральный
Закон «О сельскохозяйственной кооперации» разрешает
производственному сельскохозяйственному кооперативу иметь в своём
составе «ассоциированных членов кооператива», то есть людей,
которые не принимают непосредственного личного участия в
производственной деятельности кооператива, но содействуют
кооперативу инвестициями или оказанием экспертных услуг. Решение о
приёме в «ассоциированные члены» и статусе «ассоциированного
члена» кооператива принимает Общее собрание пайщиков кооператива.
-
Организации, образованные диаспорами соотечественников за рубежом;
Примечание: Первым
участником Проекта в этой группе стала Организация (община)
Республиканское Славянское Движение «ЛАД»
(Казахстан).
-
Партии, союзы, движения, ассоциации и любые другие организации
граждан Российской Федерации, разделяющие общую
концепцию и методологию Проекта «Дорога к дому» и оказывающие
помощь в реализации Проекта;
Примечание: Первыми
участниками Проекта в этой группе стали Аграрная Партия России и
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельхозкооперативов России.
-
Организации, предприятия, компании и другие хозяйствующие субъекты
Российской Федерации заинтересованные в реализации Проекта по
экономическим причинам. Это могут быть финансовые структуры и
банки, предприятия перерабатывающей промышленности, производители
сельскохозяйственной техники и оборудования, учебные или научные
учреждения, работающие в области сельскохозяйственных наук,
экологии и природопользования и т.п.
-
Административные органы района\региона, в рамках Проекта
предоставившие земли данного района\региона в аренду Кооперативу
для создания сельскохозяйственного производства;
-
Региональные (районные) подразделения Федеральной Миграционной
Службы, Министерства Внутренних Дел и других государственных
органов, принимающих участие в реализации Госпрограммы по
переселению;
-
Государственные структуры и уполномоченные организации,
участвующие в реализации приоритетного национального проекта
развития АПК;
-
Другие государственные структуры района\региона, имеющие отношение
к финансово-хозяйственной деятельности создаваемого в рамках
Проекта Кооператива.
-
Инициативная группа Проекта создаёт для Проекта несколько
информационных площадок (собственный сайт Проекта, сайты других
участников Проекта) и ведёт на них активную работу с
потенциальными участниками Проекта-переселенцами.
Результатом этой работы становится база данных по потенциальным
участникам Проекта, согласование с ними условий и сроков их
вступления в Госпрограмму по переселению, возможностей и условий,
необходимых им для переезда в Российскую Федерацию, вступления в
Кооператив и начала работы в Кооперативе;
-
Инициативная группа Проекта информирует о Проекте административные
органы районов\регионов Российской Федерации и выясняет
возможности реализации Проекта в этих районах\регионах. При
наличии такой возможности инициативная группа Проекта согласует с
администрацией района\региона и другими государственными
структурами перечень и очередность действий, необходимых для
реализации Проекта в этом регионе;
-
Инициативная группа Проекта собирает всю доступную информацию об
особенностях данного раона\региона в целом и о предлагаемых для
реализации Проекта сельхозугодьях в частности. Эта информация
доводится лично до каждого потенциального участника
Проекта-переселенца;
- Из
людей, готовых к переезду на постоянное место жительства в данный
район\регион Российской Федерации на предлагаемых условиях и
желающих вступить в Кооператив формируется коллектив, достаточный
для обработки Кооперативом предлагаемых в
аренду сельхозугодий;
- Из
созданного коллектива выделяется «группа первого заезда»,
составляющая около четверти общего списочного состава будущих
членов Кооператива.
Примечание: «Группа
первого заезда» состоит в основном из мужчин с хорошими навыками в
рабочих профессиях (строители, плотники, слесари, электрики,
механизаторы и т.п.). Задачей этой группы будет подготовка жилья,
необходимого для переезда семей и остальных членов коллектива,
постройка и оснащение столярно-слесарной мастерской, при
необходимости проведение работ по электро- и водоснабжению, а
также начало подготовительных работ для будущего
сельскохозяйственного производства (ремонт и комплектация техники,
подготовка необходимых помещений и хозяйственных построек и т.д.).
Подготовительный этап Проекта считается завершенным только при
выполнении следующих условий:
а)
Достигнута принципиальная договоренность с администрацией
района\региона о реализации Проекта в данном районе\регионе,
определено месторасположение и размеры выделяемых под Проект
сельхозугодий, с администрацией района\региона согласован порядок
действий участников Проекта, необходимых для получения этих
сельхозугодий в долгосрочную аренду Кооперативом.
б)
Среди потенциальных участников Проекта-переселенцев сформирована
согласованная с ФМС и администрацией района\региона Российской
Федерации по количеству и достаточная для работы Кооператива
группа переселенцев, желающих переехать в данный район\регион и
готовых сделать это в ближайшее время. В этой группе выделено
достаточное количество людей для «группы первого заезда».
-
Инициативная группа Проекта самостоятельно, либо с помощью
привлеченных экспертов готовит Технико-Экономическое Обоснование
создания на предоставляемых в аренду сельхозугодьях
Кооператива. Одновременно начинается подготовка перспективного
бизнес-плана дальнейшего развития Кооператива с учетом всех
особенностей данного региона (климатических, почвенных, ресурсных,
экономических и др.);
-
Инициативная группа Проекта создаёт и регистрирует в
соответствующих государственных органах региона юридическое лицо –
производственный сельскохозяйственный кооператив и в установленные
законодательством Российской Федерации сроки подписывает с
администрацией района\региона договор о долгосрочной аренде
Кооперативом определённых ранее сельхозугодий;
-
Инициативная группа Проекта согласует с ФМС региона полный
количественный состав и анкетные данные участников
Проекта-переселенцев;
-
Участники Проекта-переселенцы подают в представительство ФМС
Российской Федерации, расположенное в стране их проживания, все
необходимые для участия в Госпрограмме по переселению документы
(указав в нужной графе анкеты переселенца, тот район и регион
Российской Федерации, в котором реализуется данный Проект);
-
Получив на руки Свидетельство участника Госпрограммы по
переселению, «группа первого заезда» выезжает в район Российской
Федерации и начинает работу на арендованных Кооперативом
сельхозугодьях. По мере подготовки жилья к ним присоединяются
семьи и остальные переселенцы;
- По
мере получения переселенцами гражданства Российской Федерации они
входят в состав членов Кооператива.
Этап
создания производственного сельскохозяйственного кооператива
считается завершенным только при выполнении следующих условий:
а)
Численность членов Кооператива-переселенцев достигает цифры
указанной в Технико-Экономическом Обосновании создания
производственного сельскохозяйственного кооператива;
б)
Общее собрание членов Кооператива утверждает бизнес-план развития
Кооператива на ближайшие 2 хозяйственных года и перспективный
бизнес-план на более длительный период.
Этот
этап Проекта предусматривает вступление Кооператива в приоритетный
национальный проект развития АПК, дальнейшее увеличение количества
членов Кооператива и площади обрабатываемых сельхозугодий,
внедрение современных методов сельскохозяйственного производства и
организации труда членов Кооператива.
Эти
мероприятия дадут возможность Кооперативу значительно увеличить
объёмы товарного производства, что позволит направить часть
доходов на дальнейшее развитие инфраструктуры территории и
улучшение социально-бытовых условий проживания в поселении.
Разработчики Проекта считают необходимым выделить и отдельно
рассмотреть перспективы развития как одного Кооператива,
созданного в рамках Проекта (пункт VI.1),
так и перспективы всего Проекта в целом (пункт
VI.3), а также схематично
«набросать» условия социальной политики в
каждом из Кооперативов (пункт VI.2).
Развитие единичного производственного сельскохозяйственного
кооператива (вне зависимости от его месторасположения в Российской
Федерации) должно происходить по трём направлениям:
а)
Экономическое развитие – будет
устойчивым, если приоритетными направлениями кооператив определит
достижение высокой производительности труда членов кооператива и
низкую себестоимость производимой продукции.
Разработчики Проекта готовы предложить участникам Проекта в
качестве возможной экономической модели коллективного предприятия
социально-экономическую систему М. Чартаева.
Результаты внедрения этой системы в сельскохозяйственное
производство говорят сами за себя: за 10 лет работы в
производственном сельскохозяйственном кооперативе Чартаева
производительность труда выросла в сопоставимых ценах на продукцию
в 64(!) раза, а себестоимость продукции в первые три года после
начала внедрения экономической модели Чартаева снизилась
в 4 раза. За три года
поголовье овец выросло в три раза, крупного рогатого скота – на
50%, посевные площади увеличились на 50%.
Как
следствие – в кооперативе резко повысился уровень жизни, ведётся
интенсивное жилищное строительство (до 60 домов в год), быстро
развивается инфраструктура поселений. Нельзя не упомянуть и такой
уникальный для сегодняшней демографической ситуации факт – в
кооперативе Чартаева рождаемость
в 6 раз превышает
смертность!
б)
Технологическое развитие
кооператива в первую очередь должно быть направлено на повышение
плодородия земель. Не лишним будет вспомнить здесь пословицу –
«Кто землю лелеет – того земля жалеет».
Разработчики Проекта с полным основанием считают, что в российской
сельскохозяйственной науке и практике накоплен достаточный опыт в
этом направлении – нужно только взять его на вооружение.
Прежде всего – это почво- и водосберегающие технологии с
поверхностной или нулевой обработкой почвы, мульчирование,
точечная посадка семян, многопольный севооборот, создание
агро-лесных ландшафтов предложенное В.В. Докучаевым и многое,
многое другое…
Другим перспективным направлением технологического развития может
стать создание на землях, обрабатываемых кооперативом племенных
ферм и биологических станций для товарного производства семян
элитных сортов различных агрокультур. Сейчас российские
сельскохозяйственные предприятия практически поголовно закупают
семена и элитных сельскохозяйственных животных за рубежом, что,
конечно, абсолютно неприемлемо с точки зрения продовольственной
безопасности страны.
в)
Энергосберегающие технологии. И, последним, но
крайне важным направлением технологического развития кооператива
разработчики считают внедрение энергосберегающих технологий. В
условиях непрерывного роста цен на энергоносители жизненно
необходимым для кооператива будет переход вначале на частичную (а
впоследствии и на полную) автономность в энерго- и теплоснабжении
хозяйства и создание собственного производства горючего для
техники (биодизель), а также использование природных
возобновляемых источников энергии (в российских условиях – это,
прежде всего, минигидроэлектростанции и ветроустановки)
Опыт
передовых в этом отношении предприятий доказывает, что это вполне
достижимая цель. Соответствующие технологии и оборудование
доступны, затраты окупаются в течение нескольких лет – прежде
всего за счёт резкого снижения себестоимости продукции
сельскохозяйственного предприятия. Более того, собственные энерго-
и теплогенерирующие мощности кооператива могут со временем стать
отдельным направлением деятельности предприятия и немалым
дополнительным источником дохода.
Социальное развитие кооператива, по мнению разработчиков Проекта
должно быть сконцентрировано по трём главным направлениям:
-
улучшение материально-бытовых условий и качества жизни членов
кооператива. Здесь опять же уместно вспомнить
социально-экономическую систему М.Чартаева, её преимущества и
достигнутые результаты;
-
увеличение «социальной защищённости» членов кооператива.
Беспроцентные кредиты для членов кооператива, заключение
коллективных договоров на обслуживание с крупными, хорошо
оснащёнными медицинскими учреждениями, дополнительное пенсионное
обеспечение для членов кооператива и многое другое – по решению
Общего собрания членов кооператива. Коллективное хозяйствование
даёт в этой сфере членам кооператива громадные преимущества и
перед наёмным работником, и перед индивидуальным предпринимателем.
-
расширение перспектив для молодёжи и детей членов кооператива.
Разработчики Проекта твёрдо убеждены, что именно это направление
развития кооператива определяет его будущее. Качественное среднее
образование, оплата (полная или частичная) очного высшего
образования и возможность получения заочного (через Интернет)
обучения, помощь в постройке жилья и дополнительные детские
пособия для молодых членов кооператива, наличие в поселении
культурно-досугового центра и возможностей для занятий спортом –
всё это, в конечном счёте, определяет главное: станут ли дети
членов кооператива в полном смысле этого слова «наследниками»
своих родителей или вырастут и уедут «в поисках лучшей доли»?
Здесь все возможности и решения зависят только от самих членов
кооператива...
Разработчики Проекта считают, что масштаб стоящих сегодня перед
Российской Федерацией задач по развитию АПК обусловливает
необходимость создания как минимум многих сотен новых крупных
сельскохозяйственных предприятий.
Территории Российской Федерации, требующие по сути повторного
«освоения» огромны. Количество переселенцев в стране год от года
растёт и требует проведения планомерной и осмысленной работы по их
адаптации к новым условиям, а также организационной и
консультационной поддержки.
Дальнейшее развитие Проекта Разработчики видят именно в этом
направлении.
Опыт
каждого производственного сельскохозяйственного кооператива,
созданного из переселенцев может быть в дальнейшем тиражирован и
масштабирован.
Кооперативы, созданные в рамках единого Проекта, будут легко
объединяться в кредитные, сбытовые, потребительские, аудиторские и
другие ассоциации кооперативов. Членство в подобных ассоциациях
значительно повысит стабильность и эффективность работы каждого
отдельного кооператива за счёт взаимной поддержки, обмена
информацией и технологиями, возможностей расширения устойчивого
рынка сбыта продукции, специализации кооперативов в выбранных
направлениях и т.д.
Кроме того, разработчики предполагают, что при определённых
условиях (помощь уже работающих коллективных предприятий новым,
ещё только образующимся кооперативам, налоговые льготы от
государства за эту помощь) и достижении количества работающих
кооперативов определённой «критической массы» процесс организации
новых кооперативов может стать «саморасширяющимся», приобрести
характер «цепной реакции».
Создание условий для такого развития Проекта разработчики считают
одной из своих главных задач и готовы для её решения приложить
максимум усилий.
Хотелось бы, наконец, чётко и со всей определённостью доказать,
что старая поговорка: «Там где земли много, а хлеба нет – дураки
живут» - это не про нас.
Не
про Россию.
По
всем вопросам проекта «Дорога к дому» Вы сможете связаться с его
руководителями:
·
Барсуков Виктор – 8-903-733-93-95
·
Прохоров Антон – 8-909-699-26-50
Написать Вы сможете на адрес
rtth07@gmail.com или
dorogakdomu07@mail.ru.
Факс
(495) 623-08-82
Почта: 101000, Москва, Главпочтамт, а\я 786,
Барсукову Виктору Юрьевичу